Мир изобразительных искусств
Кружок изобразительной деятельности «Радуга»
Руководитель кружка:
Сангаджи-Горяева Р.С.
ЦЕЛЬ:
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности, возможности выражения собственных фантазий, желаний к самовыражению в целом. Показать актуальность кружковой работы в детском саду.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста в течении нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:
· Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;
· Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;
· Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
· Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
· Умение использовать трафареты и печати при работе;
· Умение убирать за собой рабочее место;
Одновременно появились и низкие способности детей:
· Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;
· Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе бумаги;
· Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
· Умение экспериментировать с изобразительными материалами;
· Ожидание четкого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
· Проявление фантазии, художественного творчества;
· Умение передавать личное отношение к объекту изображения.
На практике эти задачи реализуются мной через занятие кружка «Радуга». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Для себя четко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен». Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. На практике эти задачи реализуются мной через занятие кружка «Радуга». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема занятия |
Нетрадиционная техника |
Программное содержание |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Бабочки |
Монотипия |
Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. |
2 |
Ежики на опушке. |
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой |
Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. |
3 |
Рябина |
Рисование пальчиками |
Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев).Развивать чувство композиции, цветовосприятие |
4 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
1 |
Листопад |
Тиснение |
Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. |
2 |
Георгины в вазе (с натуры) |
|
Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой |
3 |
Роспись дымковской игрушки |
|
Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. |
4 |
Платье |
Оттиск печатками, рисование пальчиками |
Закрепить умение украшать платье |
1 |
Осеннее дерево |
Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия |
Учить изображать изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках |
2 |
Кошечка |
Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном |
Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции |
3 |
Осенние дары |
|
Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции |
4 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
1 |
Фантазии |
Кляксография, «знакомая форма – новый образ» |
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение |
2 |
Вечер |
Черно-белый граттаж |
Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих |
3 |
Снежинки |
|
Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих |
4 |
Новый год |
Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки |
Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках. |
Январь
1 |
Любимый узор |
Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками |
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка) |
2 |
Сова |
Тычок полусухой жесткой кистью |
Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. |
3 |
Мой друг |
Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки |
Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. |
4 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
1 |
Подводное царство |
Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель |
Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции |
2 |
Матрешка |
|
Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи |
3 |
Ваза с ветками |
Оттиск печатками |
Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. |
4 |
По замыслу |
Различные |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Март
1 |
Подарок маме |
Печать по трафарету, рисование пальчиками |
Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному |
2 |
Узор на платке |
|
Продолжать знакомить детей с павло-посадскими платками. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции |
3 |
Натюрморт |
Восковые мелки + акварель |
Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели |
4 |
По замыслу |
Различные |
Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему |
Апрель
1 |
Роспись подноса |
|
Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию . |
2 |
Фантазия |
Набрызг, печать поролоном по трафарету |
Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник |
3 |
Наш детсад |
|
Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции |
4 |
Цветы |
Монотипия |
Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью |
Май
66 |
Одуванчики |
Восковой мелок + акварель, черный маркер + акварель |
Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции |
69 |
Дерево |
Рисование свечой |
Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции |
70 |
Украшение фартука |
|
Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его |
71 |
Весеннее дерево |
Рисование пальчиками, тычками |
Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки |
Наши новости
31.01.2024