Карта сайта
Версия для слабовидящих

Мир изобразительных искусств

Кружок изобразительной деятельности «Радуга»

Руководитель кружка:

Сангаджи-Горяева Р.С.

ЦЕЛЬ:

Раскрыть значение нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности, возможности выражения собственных фантазий, желаний к самовыражению в целом. Показать актуальность кружковой работы в детском саду.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В.А.Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста в течении нескольких лет, я обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по критериям:

· Умение штриховать, наносить различные линии цветными карандашами;

· Умение наносить мазки краски узкой и широкой кистью;

· Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;

· Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

· Умение использовать трафареты и печати при работе;

· Умение убирать за собой рабочее место;

Одновременно появились и низкие способности детей:

· Неуверенность и скованность в действиях и ответах на занятиях;

· Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе бумаги;

· Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;

· Умение экспериментировать с изобразительными материалами;

· Ожидание четкого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

· Проявление фантазии, художественного творчества;

· Умение передавать личное отношение к объекту изображения.

На практике эти задачи реализуются мной через занятие кружка «Радуга». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Для себя четко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Особенно заинтересовалась нетрадиционными способами рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно, мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен». Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. На практике эти задачи реализуются мной через занятие кружка «Радуга». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности. 


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН 


№ п/п

Тема занятия

Нетрадиционная техника

Программное содержание

1

2

3

4


Сентябрь

1

Бабочки

Монотипия

Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление.

2

Ежики на опушке.

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями.

3

Рябина

Рисование пальчиками

Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев).Развивать чувство композиции, цветовосприятие

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Октябрь

1

Листопад

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них.

2

Георгины в вазе (с натуры)

Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой

3

Роспись дымковской игрушки

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции.

4

Платье

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Закрепить умение украшать платье

Ноябрь

1

Осеннее дерево

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия

Учить изображать изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре – монотипия, в октябре – набрызг по трафарету, в ноябре – печатание печатками). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках

2

Кошечка

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

3

Осенние дары

Закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 Декабрь

1

Фантазии

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

2

Вечер

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого гратажа. Учить передавать настроение тихой зимнего вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

3

Снежинки

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

4

Новый год

Рисование пальчиками, акварель + восковые мелки

Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках.

Январь

1

Любимый узор

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять простые узоры (полоска, клетка)

2

Сова

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать выразительный образ совы, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики.

3

Мой друг

Черно-белый граттаж, акварель + восковые мелки

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека.

4

По замыслу

Различные

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Февраль

1

Подводное царство

Рисование ладошкой, восковые мелки + акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки + акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

2

Матрешка

Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи

3

Ваза с ветками

Оттиск печатками

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Март

1

Подарок маме

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками . Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить располагать изображения на листе по - разному

2

Узор на платке

Продолжать знакомить детей с павло-посадскими платками. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции

3

Натюрморт

Восковые мелки + акварель

Продолжать учить составлять натюрморт определять форму, величину, цвет и расположение различных частей. Упражнять в аккуратном закрашивании мелками создании созвучного тона с помощью акварели

4

По замыслу

Различные

Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Апрель

1

Роспись подноса

Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию .

2

Фантазия

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

3

Наш детсад

Учить создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции

4

Цветы

Монотипия

Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью

 Май

66

Одуванчики

Восковой мелок + акварель, черный маркер + акварель

Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции

69

Дерево

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ. Развивать чувство композиции

70

Украшение фартука

Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его

71

Весеннее дерево

Рисование пальчиками, тычками

Закрепить умения продумывать расположения рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунки


радуга.jpg
радуга1.jpg
радуга2.jpg
радуга3.jpg
радуга4.jpg
радуга5.jpg
радуга6.jpg
радуга7.jpg
радуга8.jpg
радуга9.jpg

© 2013 МKДОУ "Торга"
Контактная информация

Дизайн и разработка сайта: ООО "АЮ"