Возрастные психологические особенности детей 3-4 лет
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (3-4 ГОДА) СОХРАНЯЕТСЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ОСНОВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ – ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАИЛЬНОСТЬ И ПОТРЕБНОСТЬ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ КОМФОРТЕ. ОДНАКО ВЕДУЩИМ ТИПОМ ОБЩЕНИЯ СТАНОВИТСЯ СИТУАТИВНО-ДЕЛОВОЕ. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ВЗРОСЛЫЙ ПРИВЛЕКАЕТ РЕБЕНКА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ КАК ПАРТНЕР ПО ИНТЕРЕСНОЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СВЕРСТНИК ПОКА МАЛО ПРИГОДЕН ДЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ЭТОЙ РОЛИ, ПОСКОЛЬКУ ЕЩЕ НЕ ВПОЛНЕ ВЛАДЕЕТ РЕЧЬЮ, С НИМ ТРУДНО СОГЛАСОВАТЬ НАМЕРЕНИЯ И ПОСТРОИТЬ ПЛАН СОВМСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ ДАННОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ОСЛОЖНЕНО ТЕМ, ЧТО ОНИ ПРОХОДЯТ ЧЕРЕЗ ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ – КРИЗИС СТАНОВЛЕНИЯ ВОЛИ, КРИЗС «Я САМ!». В ЭТОТ ПЕРИОД ПСИХОЛОГИ РЕКОМЕНДУЮТ ПОСТАРАТЬСЯ ДАТЬ КАДОМУ РЕБЕНКУ ВОЗМОЖНОСТЬ РЕАЛИЗОВАТЬ ВСЕ ЕГО НАМЕРЕНИЯ, КАЖДОЕ «Я ХОЧУ» И «Я БУДУ», ЕСЛИ ЭТО НЕ УГРОЖАЕТ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ЕГО САМОГО ИЛИ ДРУГИХ ДЕТЕЙ ГРУППЫ. ВСЕ ЭТО ЗНАЧИТЕЛЬНО ОСЛОЖНЯЕТ РАБОТУ ПЕДАГОГА, ПОСКОЛЬКУ ДЕТИ КАК И ПРЕЖДЕ НУЖДАЮТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ВНИМАНИИ. ФОРМЫ РАБОТЫ ПОЭТОМУ СНОВА ОРИЕНТИРОВАНЫ НА ВОЗМОЖНОСТЬ КРАТКОВРЕМЕННЫХ, НО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ С ВОСПИТАННИКАМИ.
МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ 3 ЛЕТ НОСИТ УЖЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР. ЭТО ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЪЕКТАМИ РЕБЕНОК СПОСОБЕН ПЕРЕЙТИ К МАНИПУЛИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ И ОБРАЗАМИ. ПРИ ЭТОМ СФЕРА ЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОСРЕДОТОЧЕНА НА РЕАЛЬНОМ, ПРЕДМЕТНОМ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОКРУЖАЮЩЕМ ЕГО В ДАННЫЙ МОМЕНТ МИРЕ. ОН ПОЗНАЕТ ТО, ЧТО ВИДИТ ПЕРЕД СОБОЙ СИЮ МИНУТУ.
ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЧТО РЕЧЬ У РЕБЕНКА НАХОДИТСЯ В СТАДИИ СТАНОВЛЕНИЯ, ПОЭТОМУ ПЕДАГОГ ЕЩЕ НЕ МОЖЕТ ПОЛНОЦЕННО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЕЕ КАК СРЕДСТВО ПРОВЕРКИ И ВЫЯВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ. РЕЧЕВОЙ ОТВЕТ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ СУДИТЬ О ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ТОГО ИЛИ ИНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МАЛЫША, ПОСКОЛЬКУ НЕИЗВЕСТНО, КРОЕТСЯ ЛИ ПРОБЛЕМА В НЕСФОРМИРОВАННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИЛИ ЖЕ РЕЧИ. ПЕДАГОГ МОЖЕТ РАСШИРЯТЬ СОБСТВЕННЫЙ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, НО НЕ ДОЛЖЕН ТРЕБОВАТЬ ОТ ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХЛЕТНИХ ДЕТЕЙ РАЗВЕРНУТЫХ И ПОЛНЫХ ОТВЕТОВ. ТАКОЕ ТРЕБОВАНИЕ ТРАВМИРУЕТ РЕБЕНКА, ЕГО ВНИМАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕТСЯ С ВЫПОЛНЕНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА РЕЧЕВОЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ.
В КАЧЕСТВЕ РЕЗЮМЕ ОТМЕТИМ САМЫЕ ВАЖНЫЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДАННОГО ВОЗРАСТА:
- МЫШЛЕНИЕ РЕБЕНКА НОСИТ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНЫЙ ХАРАКТЕР;
- ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ ОСТАЮТСЯ НЕПРОИЗВОЛЬНЫМИ;
- РЕЧЬ НАХОДИТСЯ В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ;
- РЕБЕНОК ПОЗНАЕТ МИР, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОКРУЖАЮЩИЙ ЕГО В ДАННЫЙ МОМЕНТ.
Родителям
Наши новости
31.01.2024